И.Н. Репин - о другой правде
Картина Репина, которая известна также под другим названием «Иван Грозный убивает
своего сына» создана в 1881 году. Известно, что 1 марта этого года было совершено
покушение на государя Александра II. Но уж до того самого ужасного дня в воздухе
носилось нечто такое, что чуткие люди считывали своими длинными антеннами как события из ряда вон выходящие. Последнее успешное покушение на царя было седьмым по счету, как и было точным образом предсказано.
Репин, по его собственным словам, чувствует необычность происходящего, а именно мистическую природу событий, некие связи, наличие которых ощущается, но не очевидны. И он ищет сюжет-разгадку этой закономерности и находит его именно в истории якобы расправы Ивана Грозного над своим сыном царевичем, которая случилась в 1581 году Невероятная мистика чисел. Репин оставляет в стороне достоверность факта, потому что сюжет, если бы его не было, стоило бы придумать.
Известно, что царь Александр III запретил выставлять на показ это полотно.
(Русский философ Константин Победоносцев, увидев в 1885 году на выставке в Санкт-Петербурге картину И. Н. Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая позже стала известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына», был возмущен тем, что в ней вымысел выдавался за правду. Поэтому он написал Александру III о том, что картину ни в коем случае нельзя считать исторической, поскольку сюжет ее фантастический.).
Неизвестно, понял ли текст картины сам царь.
А вот текст, который напрашивается сам собой, который уловил художник.
Царь это первый и единственный собственник всего состояния своего: это земли, все люди, так как они его подданные, в том числе и его сын, наследник и будущий царь. Царь, убивая своего сына, убивает свое имущество, то есть свое государство, самого себя убивает. Вот точно так, как он убивает свое государство, так же это самое государство, читай: люди его, убивают самого царя. Вот простой текст послания, выраженного на языке изобразительного искусства. Запрос в 1581, ответ 1881. Таким образом И.Н. Репин обнаруживает скрытые связи непостижимого явления. Зато написанная картина стала еще одним доказательством вины Ивана Грозного, как фотография свидетеля.
Однако мы ведь сейчас рассуждаем о том, какую работу совершило мышление художника.
Обнаружив такую тонкую закономерную связь, Илья Николаевич не смог устоять перед
искушением пойти против исторической правды ради правды устройства мирового порядка.
Это вопрос об иерархии правд. Возможно, он оправдывал себя: я не историк, я - художник.
Я - всего лишь зеркало, в котором отражаются явления мира. Вот они таковы. И в этом смысле он оказывается прав, поскольку «царь» это ведь не только конкретная историческая личность.
Царь, например в сказке, это каждый любой человек, который родился, потом женился и
потом стал царем, то есть построил свой мир, свое государство. А отсюда та же мысль:
убивая любого, сына/не сына, человек убивает часть своего состояния, часть самого себя.
Поэтому существует обычай: воины, вернувшиеся с войны, хоть и победители, защитники
Отечества, должны пройти под аркой славы, чтобы восстановить истребленную часть себя
состояния и вернуться в мир Божественный.