Теория игры на фортепиано

Технология формирования

навыка чтения нотного текста.

Теория игры на фортепиано


Технология формирования

навыка чтения нотного текста

Проблема разбора нотного текста.

Чтобы акцентировать проблемность, обратимся к другой теме, чтение обычного текста, и проследим алгоритм этого простого/непростого действия.

Верная технология обучения чтению сводится к следующему:
1. Произнесение звуков соединяется с их знаками. Ребенок говорит А (правильно формирует звук) и запоминает обозначение этого действия знаком А.
И обратное действие: видит знак и произносит звук.
2. Соединение звуков в слоги. Ребенок научается видеть два или три знака и производить их сцепление: аб, ба, ав, ва, ста, аст, бра, абр и т.д.
3. Соединение слогов в слова и слов в предложение.
Постепенно по мере практикования чтения возникает эффект узнавания слов по их зрительному образу и ребенок перестает читать слова по составляющим их знакам, а переходит на новый уровень восприятия мысли по словам, составляющим предложение. Если встречается слово с непонятным смыслом оно может так и остаться непонятым, пропущенным, но ребенок может даже не осознать этого, если у него нет установки на истинный смысл чтения. Мы читаем не для того, чтобы просто читать, то есть складывать знаки в звуки и произносить их связно, но чтобы понять смысл написанного. Поэтому непонятное слово должно стать понятным.
При этом человек может читать вслух или "про себя", выразительно/не выразительно, медленно/быстро.
Теперь вернёмся к чтению музыкального текста. Дешифрование нотной записи имеет ту же цель, что и чтение обычного текста, то есть постижение музыкального смысла.
Можно так же читать нотный текст вслух: исполняя голосом или на инструменте или "про себя", проигрывая текст внутренним слухом, так, словно музыку включили в голове, так же как и при чтении можно слышать звучащий в голове текст.
В чем разница?
1. Чтобы воспроизвести музыкальный текст, необходимо задействовать исполнительский аппарат: пианизм, "скрипизм", "виолончелизм" и т.д.
То есть в буквальном смысле слова поменять говорилкуна игралку. А это требует некоторых психических и физических усилий.
2. Чтобы разобрать знаки нотной записи следует расшифровать: запись временную и пространственную.
Существует исторический анекдот о том, как встретились два гениальных человека Гёте и Моцарт. И у них состоялся диалог, в котором каждый удивлялся искусству другого и, якобы, Моцарт ответил на вопрос Гёте "как ему удается так гениально исполнять музыку?":
- О, ничего сложного, необходимо всего лишь в нужное время взять нужную клавишу нужным пальцем!
Да, хороший анекдот! Сложность сведена к простой технологии. Даже, если этот анекдот выдуман, стоит вникнуть в его технологический аспект.

Если в обычном чтении достаточно запомнить знаки алфавита и сцеплять эти знаки в слова, то в нотном тексте нужно:
- Расшифровать ритм.
- Расшифровать высоту нот.
- Услышать смысловую составляющую полученной ритмо-мелодической единицы.
- Расчленить текучий нотный текст на составляющие эти единицы.
- А ещё достать руки и этими руками загрести нужные клавиши нужными пальцами в нужном ритме и с нужной выразительностью (кто бы нас надоумил по поводу нее!).
Итак все знаки в нотах нужно воспринять, понять и реализовать. Вот простая задача. Для ее решения необходимо соответствующее воспринимающее устройство.
Очевидно, что между восприятием человека, читающего обычный текст и читающего нотный текст лежит лестница с количеством ступеней, равным количеству уровней информации, необходимой для дешифрования.
При этом, заметим, что вход в понятийный аппарат у всех людей один, он измеряется единицей мышления или единицей мыслительной операции.
Картина примерно такая: в отверстие в голове диаметром 1 мм, необходимо впихнуть информативное бревно диаметром 1 см. На практике сплошь и рядом эта технология приводит к коллапсам. Какая-нибудь информативная составляющая отваливается по дороге и ее потом нужно вновь монтировать, пришивать, а эти отдельные послания не приживаются или плохо/долго приживаются, поскольку для мозга самый верный образ именно образ номер 1. Мозг запоминает его намертво и потом, чтобы эту запись поправить, нужно возиться со стиралками, перезаписью, дополнительным контролем и т.д. и т.п.
Сколько бы команд не поступило в операционную систему, компьютер не станет их выполнять одновременно, но только по очереди. Так же действует мозг обычного, нетренированного человека по отношению к новому неосвоенному им действию. Действия бывают простые и сложные (не в смысле трудное, а в смысле суммы простых действий). Обучение, по сути, это овладение простыми действиями и суммирование этих действий.

Хорошей новостью является то, что всякое новое действие способно автоматизироваться, если построить навык этого действия путем его повторения. На этой основе появляется возможность усложнения действий, где простым действием может являться действие, составленное из двух, трёх и более простых действий. Главное в этом построение базы элементарных действий и усложняющейся их иерархии действий.
Приведем пример.
В цирке эквилибрист стоит на одной ноге на неустойчивой конструкции из цилиндров, готовых рассыпаться и в это время вращает кольца на руках, на второй ноге и на палочке во рту. Вот пример высшей сложности координации движений, невозможных для нетренированного человека, потому что одно движение=одна мыслительная операция, тем не менее довольно распространенный номер для профессионального циркача.

Решение проблемы выглядит с точки зрения технологии очень просто. Задачи решать поэтапно.
1. Расшифровать ритм.
2. Расшифровать ритм + высоту нот.
3. Построить пальцевые позиции и построить цепочку необходимых приемов игры: легато, нон легато, стаккато и т.д.
4. За время предыдущей работы создать образ звучания и, будучи оснащенным, сыграть сформированное звуковое представление.
Всего четыре действия предварительных, а качество разбора текста улучшается на 100%.
Задачи формулируются так:
1. Выполнить тактирование ритма двумя (или 1. - каждой рукой отдельно, затем 2. - двумя) руками со счётом вслух.
Многим не нравится считать вслух. Предполагаю, что причина состоит в том, что не позволяет мышление, потому что считать вслух и стучать рукой, тем более двумя, это для некоторых уже сложное координационное мыслительное действие. Им кажется, что отказавшись считать вслух, они облегчат себе выполнение задания, на самом деле нет. Наблюдения показывают, что они находятся во временной прострации и не осознают в каком месте такта они находятся. На последнюю долю такта они могут назвать "раз" и т.д. то есть не овладели простым соединением двух действий: говорить и делать) Я только заметила, что те, кто считает вслух на начальном этапе, имеют временной порядок в голове, потом счёт вслух уходит, а порядок остаётся.
2. Сольмизировать ноты.
Отбивая рукой доли (рука считает), необходимо называть ноты вслух (проговаривая диезы, бемоли и паузы) в том же ритме.
То есть одно действие, новое, накладывается на уже освоенное.
3. Тактировать пальцами.
Моделировать свою игру на столе, контролируя пальцевые позиции и указания штрихов, представляя реальное звучание текста.
4. Играть.
Воспроизвести игровую модель на клавиатуре.
Далее следует соединить игру двумя руками. В результате мы получаем первичную конструкцию, готовую для дальнейшей работы над содержанием, выразительностью, скоростью и т.д.
Умение получить такую первичную звуковую конструкцию самостоятельно без посторонней помощи имеет огромное значение в процессе обучения. Такое умение приравнивается к умению прочесть текст в школе, без чего в принципе немыслимо обучение.
Не в каждой музыкальной школе этому вопросу уделяется достаточно внимания. Отсутствие технологии поэтапного разбора текста приводит к тому, что практически все учебное время уходит на разбор текста с помощью учителя и один-два урока на работу над содержанием произведения перед концертным выступлением. Из-за этого обучение музыки носит назойливый надоедливый характер и осточертевает ученикам. По окончанию школы они забывают разученные пьесы и не могут разучить новые.
Умение создать первичную конструкцию это, практически, переход в разряд профессионалов. Таких самостоятельных (сам стою) учеников любят все педагоги. С ними не нужно возиться, с ними прямая дорога в большую музыку. Навык разбора таким способом текста ведёт короткой дорогой к чтению текста с листа, поскольку весь путь элементарного разбора (по элементам) читающий преодолевает в свёрнутом виде, то есть одновременно, его мышление становится многоуровневым и позволяет ему реализовывать нотный текст практически сразу попадая в образ и выразительную игру. Так же, как опытный актер уже на первой читке читает свою роль в образе.
Ученику надо объяснить: поскольку играть ты уже научился, нужно научиться читать и понимать музыкальные тексты. Для начала хорошо подойдут 50 этюдов Черни-Гермера. Они маленькие и ясные. Существует специальные сборники для чтения нот с листа, в которых наблюдается систематизация фактуры, жанров и т.д. - это хорошая помощь. Но, главное: читать все подряд, что попадёт на глаза, пусть не до конца, прочитать, понять и сыграть 8 первых тактов - отличная ежедневная тренировка. Так формируется исполнительская доблесть (как мушкетеры тренировались фехтовать постоянно!).

Ко мне в школу пришли папа с сыном. Папа сказал, что они из С-Петербурга, то да сё, из десятилетки.
Я ему говорю: садись за рояль, сама сажусь за второй, ноты ставлю и мы с ним поехали играть, кажется концерт Баха ре-минор. И он, смотрю, во-первых, не слился, во-вторых, пошел играть наравне со мной. Он ещё учился в 10 классе общей школы, а я ему уже дала учебные часы в музыкальной школе. Вот что такое чтение нот с листа.

Меня учили чтению с листа жёстко. Папа, баянист, ставил на пюпитр "Вечное движение"
Н. Паганини в переложении для баяна, сам садился слева, мне оставалось место справа. Как известно, в левой руке идут басы с аккордами 8-ми длительностями, а в правой довольно извилистая дорога 16-ми. Он еще не забывал меня подбадривать: а ты чего это затягиваешь темп, давай-ка повеселее!



Made on
Tilda