Карл Черни
Австрийский пианист и композитор чешского происхождения.
1791 - 1857 гг.
Карл Черни

Карл Черни, на мой взгляд, весьма героическая личность хотя бы потому, что проделал невероятный труд, записав огромное число своих музыкальных идей. Одно дело - играть в свое удовольствие, а другое - корпеть за столом, записывая знаками живую музыку, следовательно, оттачивая и доводя идею до совершенной завершенности и ясности.


В итоге он создал огромный пласт сочинений, который сегодня ни один серьезный пианист не может миновать. Удивительным является тот факт, что все его пьесы, как правило, носят название "Этюды" и может возникнуть обманчивое впечатление, что Черни возложил на себя миссию инструктора в пианистическом искусстве. Вероятно, это не так. Черни - живой музыкант с трепетной душой и большим воображением и для композитора его произведения - это его чувства. Называя свои пьесы этюдами, композитор, вероятно, придавал им смысл, какой в это понятие вкладывают художники: техническое рисование, быстрый набросок, зарисовка. Тем не менее за свою жизнь Черни создал антологию произведений на все виды техники, проявление высокого уровня интеллекта.


В сочетании с духом романтической страсти это завоевание подготовило приход таких непревзойденных гениев в пианизме как Ференц Лист и Фридерик Шопен. Можно выдвинуть дерзкое предположение: не случись такого явления в истории музыки как Карл Черни, который блистательно выполнил возложенную на него небом задачу достижения границ всевозможной пианистической техники, эту работу пришлось бы выполнять кому-то из последующих виртуозов. И тогда под вопросом появление Баллад Шопена или трансцендентных этюдов Листа...


В техническом плане творчество К.Черни лежит на границе между двумя способами взаимодействия с инструментом. Именно в этот период происходит переход от пальцевой техники в сторону скоростной техничной игры, обеспеченной подключением всей руки к пальцам, это открыло перед пианистами невероятные технические возможности. Таких открытий много в истории культуры: технология построения готических соборов, переход от автомобиля к летающему аппарату, наконец, полет в космос... В этой переходной стадии этюды Черни являются более трудными для исполнения чем даже этюды Шопена, если исполнять их старым пальцевым методом. А вот техникой Шопена Черни можно играть исключительно легко и приятно. Это удивительное предвосхищение!

Made on
Tilda