Колобок
Один из смыслов русской народной сказки «Колобок».
Один из смыслов русской народной сказки «Колобок»
Для тех кто не знает эту сказку:
Жили-были старик со старухой. Старик попросил старуху:
«Испеки мне, бабка, Колобка».
Бабка поартачилась, но испекла. Колобок полежал на окошке, потом спрыгнул на
землю и покатился по дороге. На его пути повстречались: заяц, волк, медведь и лиса. Все
хотели съесть Колобка, но съела только лиса. Сказка на том и кончилась.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. В чем урок этой сказки?
Современные дети все отвечают примерно одно и то же : Колобок оказался простаком,
его обманула лиса и он оказался съеденным, в смысле перестал быть. В понимании
современных детей эта сказка - драма о гибели неразумного Колобка. А урок в том, что надо быть разумным и не доверяться хитрым людям, чтобы не быть обманутым.

Такой смысл является полной противоположностью изначальному смыслу сказки.
Произошло такое превращение в связи с тем, что слово, которое на этапе происхождения
было очень тесно связано с образом, за долгую историю своего функционирования превратилось в символ, то есть отслоилось от первоначального образа и превратилось в знак обозначения предмета или явления.

Иными словами «заяц» это животное, принадлежащее к определенному виду животных. А в то время, когда сказка формировалась понятие заяц было многослойным, это и животное, и трусливое животное, и трусливый человек. Таким образом, если распознавать смыслы сказки на основе позднего символического мышления, смыслы окажутся утраченными, непонятными и недоступными для понимания. Требуется вернуться на уровень образного мышления, чтобы восстановить первоначальные смыслы текстов, сохраняющих очень древнюю драгоценную и, что особенно ценно, русскую народную мудрость. Совершим перевод текста с "русского" на "русский".

Итак, старик - первый персонаж, человек, проживший на земле около ста лет, по
украински: сто рокiв, ста рик. Старуха - жена старика, человека, прожившего почти век. Рух - это движение. Перед нами чета, уважаемых, умудренных огромным жизненным опытом, людей. На картинках в книжках их изображают людьми преклонного возраста и чуть ли немощными. Это совершенно необязательно, так как известно из Библии, что люди не всегда жили в среднем в пределах ста лет, а намного больше. На фоне человека, дожившего до 230 лет, столетний старикан - это человек в расцвете сил.

Испеки мне Колобка - роди мне ребенка. Коло - круг (укр.), круглый бок, то есть колобок - это полноценный человек, который живет как сыр в масле катается. Старуха сопротивляется, очень узнаваемое явление. Женщина родит ребенка, но для начала посопротивляется, потому что будет проверять старика на истинность запроса.

Вот Колобок замешан хорошо, на сметане, заметим, а не на воде, испечен и на окошке
оставлен, чтобы остудиться. Ребенок, когда рождается, словно испекается, а потом остывает и успокаивается. Вот лежал он, лежал, стало ему скучно, спрыгнул он с окошка на завалинку, с завалинки на землю и покатился по дорожке. Буквально: рос, рос, вырос и вышел из стен дома в социум.

Кого он встречает в социуме в первую очередь? Зайца, как явление страха. Любой ребенок, оказываясь в социуме, переживает момент перехода из одного близкого, освоенного пространства в иное, новое, незнакомое. Диалог Зайца и Колобка:
- Колобок-болобок, я тебя съем, - говорит Заяц Колобку.
- Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою, - отвечает ему Колобок и поет песенку.

Всем известны слова этой песни: Я - Колобок-болобок (испорченное слово белобок, мука
белая, а не черная, то есть имеется в этом слове его социальный статус. Не абы какой, а
самый, что ни на есть высокий, я на сметане мешон, по амбарам скребён, по сусекам метён - что это как не автобиография Колобка. Небедная семейка, если имеются амбары, сусеки, сметана. Я от дедушки ушел и от бабушки ушел, а от тебя, Заяц и подавно уйду.
Смысл этой фразы в переводе на современный русский: уж если я умудрился уйти от Старика, от Старухи, умудренных столетним опытом людей, почему бы мне не укатиться от какого-то Зайца!
Тем более, что Колобок, получивший воспитание от своих зрелых родителей, легко переходит в новое социальное пространство и попросту не может быть съеденным Зайцем, иначе говоря, быть съеденным Зайцем, это стать его частью, то есть превратиться в самого Зайца и оказаться трусом. Таким образом, первое жизненное испытание человека под именем Колобок, позади. Колобок справился с ним с честью и покатился дальше, то есть продолжил жить.

Следующая встреча Колобка произошла с волком. Почему именно с волком, а не с
кем-нибудь другим? Все логично, человек, не ведающий никакого страха, не ведает в том
числе и Божьего страха, он оказывается в состоянии, связанном с риском превратиться в
наглого человека. Можно много слов потратить на описание его характеристик, но «волк»
достаточное слово, чтобы разом охватить всю суть человека, для которого не существует
ничего, кроме его собственных личных интересов. Известно как бежит волк за лошадью,
запряженной в сани. Он бежит ровно, неумолимо, не сбивая дыхания, он знает, что он ее
догонит и распорет ей брюхо, глаза поблёскивают в темноте и зубы пощёлкивают.
- Колобок-болобок, я тебя съем, - говорит Колобку волк.
- Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою, - отвечает Колобок и поет свою ключевую
автобиографическую историю. Таким образом Колобок выводит себя из зоны риска стать
волком, ведь он рожден зрелыми людьми, передавшими своему сыну понятия о культуре и
образовании.

Следующая встреча Колобка состоялась с Медведем, которого называют хозяином леса. Он большой, сильный, ему все звери подчиняются. По сути это образ директора, то есть человека, от которого зависит судьба других людей.
Избежавший рисков стать трусом или наглецом, Колобок, практически обречен на то, чтобы занять важное место в социуме, то есть получить какую-то значимую должность и управлять трусами и наглецами, или хотя бы стать главой семьи. Но у медведя есть недостаток. Он директор прямолинейный, он полагается больше на свою силу, чем на интеллект, он не разборчив в деталях. Одно слово: медведь, неуклюжий, не тонкий, возможно, бестактный.
Вот какой новый риск возникает на новом витке социального становления Колобка. Колобок трудится над этим. Не случайно, его родители старики, умудренные жизненным опытом люди.

Поэтому следующая встреча Колобка происходит с Лисой. Слово «хитрость» обросло негативными ассоциациями позднего периода. Хитрый, это злой, способный на обман человек, у которого весь его дух и интеллект обращен не черные деяния. Прежде слово «хитрый»
означало свойство ума создавать новые мысли, буквально догадываться как решить ту или
иную жизненную задачу. Емеля - классический хитрец, потому что он заставил печь
двигаться и ведра у него сами пошли домой. То есть это креативщик, говоря современным
языком, человек, который усвоил весь предыдущий опыт человечества, а теперь владеет им
настолько, что имеет способность создавать новые решения.

Лиса ему говорит: Колобок, я тебя съем, Колобок по привычке говорит ей: не ешь,
меня Лиса, я тебе песенку спою. Очень интересный психологический момент: Колобок не
осознает себя кем-то иным, он все еще думает о себе как о том же самом Колобке, которого испекла старуха…

Дальше, Лиса фактически ломает весь привычный сценарий поведения Колобка. "Как
хорошо ты поешь! Да только слаба я стала слухом и плохо слышу тебя". Как же Лиса сумела
расслышать как он хорошо поет, если слаба стала слухом? "Сядь ко мне на носок, да пропой еще разок!" То есть буквально, приблизь себя к мудрости, которая позволит тебе понять, кем ты стал наконец. Колобок сел на носок и только запел "Я Коло"…Лиса его и съела. То есть Колобок стал частью Лисы, а именно частью хитрости, то есть настоящего глубокого ума. Таким образом, урок этой сказки, если изложить его современным языком состоит в следующем: если ты в своей жизни преодолеешь страх, наглость и тупость, тогда станешь настоящим профессионалом жизни.
Made on
Tilda